36 Маяков Украины: самые красивые и интересные маяки и их истории

Маяки — моя страсть и хобби. Мечтаю посетить все маяки нашей страны, а на некоторые даже взобраться. Маяки работают в любую погоду, и это главная причина, почему они нужны в эпоху развитых технологий. Когда корабль находится в открытом море, с аппаратурой может произойти что угодно. И должно быть что-то стабильное и надежное, что будет работать при любых обстоятельствах.

Содержание статьи:

Маяки Украины на карте

Моя любовь к маякам началась с того, что я нашла карту маяков Украины и почему-то решила их всех увидеть. Так прошло мое лето 2019 — в охоте за маяками.

маяки Украины на карте
Карта маяков Украины

Маяки Николаевской области

Почему я решила начать с маяков Николаевщины? Да потому, что в нашей области их наибольшее количество.

Список маяков Николаевщины

  • ⚓ Хабловские маяки: Передний, Задний и Средний
  • ⚓ Лупаревский Передний
  • ⚓Кисляковський Задний
  • ⚓ Маяк Руський Задний
  • ⚓ Лимано-Ожарский маяк
  • ⚓ Сиверсовы маяки: Передний и Задний
  • ⚓ Днепро-Лиманськие маяки: Передний и Задний
  • ⚓ Викторовский Задний и Передний
  • ⚓ Маяки Березансько-Очаковського колена Передний и Задний
  • ⚓ Маяки Каталино: Передний и Задний
  • ⚓ Аджигольский Задний
  • ⚓ Маяк Карабуш

Три Хабловских маяка

Это одни из самых оригинальных маяков в Украине! 2 и больше маяка используют, когда пройти по морю сложно, море мелкое, а в порт ведет узкий фарватер, искусственно созданный туннель в воде. Тогда для корабля риск — если он сдвинется на несколько метров вправо или влево, может сесть на мель. Для этого ставят два маяка: один ниже, другой выше. И если эти два маяка сходятся в одну линию, то корабль движется в правильном направлении. А если расходятся, то надо скорректировать маршрут.

Хабловские маяки работают втроем. Один из них (Хабаровский задний) стоит в степи. Во время ветреной погоды он начинает вибрировать и издавать звуки, похожие на тувинское горловое пение.

Русский маяк

Маяк установлен в 1862 году на левом берегу реки Южный Буг на южной стороне косы, названной Русской, оттуда и название самого маяка.
Свой огонь маяк впервые зажег 23 апреля 1863. Он светил в течение всей навигации, а затухал только тогда, когда все пространство вокруг него покрывался сплошным льдом, и судоходство в этом районе прекращалось.
Изначальное светооптическое оборудование маяка не совсем удовлетворяло требования судоходов: огонь был слабым, наблюдалось его большое рассеивание. Лишь после случая посадки на мель у Русской косы парохода «Митридат» на маяке был установлен новый восьмигранный фонарь с мощным диоптрическим аппаратом. Тогда же белый цвет огня и был изменен на красный.

Кисляковский Задний Маяк

Кисляковский Задний маяк, возвышающийся в степи, нарушает классическое представление о привязке сооружений такого типа к морю и объединяет достаточно противоположные явления: воду и сушу и переплетает историю с современностью.
Первый маяк был установлен в 1857 году в степи на каменном фундаменте. Построили его в виде башни высотой 10 м с четырьмя подпорками. В верхней части башни для лучшей видимости было закреплено квадратный деревянный щит.
Современное сооружение Кислякивского заднего маяка построили в 1955 году.

Кисляковский Задний Маяк
Кисляковский Задний Маяк

Маяки в городе: Сиверсовы маяки

Маяки Березанско-Очаковского колена

Эти два маяка очень похожи между собой и стоят в Очакове. Кстати, они входят в мой авторский авто маршрут по Николаевской области — Полевая рапсодия и маяки. Там я предлагаю вам проехаться от Николаева до Очакова по дороге вдоль узбережья: Старая Богдановка, Маяки в Каталино, Ольвия и дом Бахтовых, Очаковский ветряной парк, Березанско-Очаковские маяки и море.

Маяки Березанско-Очаковского колена

Маяк Карабуш

Маяк Карабуш установлен за 3,5 кбт на север от одноименного мыса в 1955 году. В то время это был светящийся навигационный знак. Но в 1972 году его перестроили по типовому проекту из сборных железобетонных элементов, а сверху на башне на металлическом каркасе закрепили деревянный щит видимости в виде цилиндра. В 1983 году на маяке установили новый светооптических прибор, который обеспечил дальность видимости огня около 18 миль. Это позволило перевести светящийся знак Карабуш к классу маяков, работающих в автоматическом режиме.

Маяки Одесской Области

  • ⚓ Григорьевский маяк
  • ⚓ Лузановский маяк
  • ⚓ Одесский маяк
  • ⚓ Воронцовский маяк
  • ⚓ Иличевский (Черноморский) маяк
  • ⚓ Санжейский маяк
  • ⚓ Днестровско-Цареградский маяк
  • ⚓ Маяк Будаки
  • ⚓ Маяк Шаганы
  • ⚓ Маяк на о. Змеиный

Маяк в городе Черноморск

Маяк в городе Черноморск расположен на территории порта и пробраться к нему оказалось сверх задачей, с которой мы не справились (даже с экскурсией). Все, что осталось — любоваться маяком с набережной.

Маяк может быть любого цвета. Например, раскрашенным по диагонали, разноцветным или полностью черным. Это зависит только от его местоположения. Маяк должен отличаться на фоне деревьев и местности, где стоит. В Черноморские местность комбинированная: есть и зеленые деревья, и склон может быть покрыт снегом. На фоне белого хорошо виден красный, а на фоне зеленого хорошо виден белый цвет. Поэтому он бело-красный.

Черноморский маяк установлен 15 июня 1965 на краю Южного защитного мола при входе в морской торговый порт Черноморск, расположенный на Сухом лимане в 26 км от Одессы и в 17 милях к северо-востоку от Днестровско-Цереградського устья.
Маяк имеет форму круглой бетонной башни, окрашенной красным и белыми горизонтальными полосами. Он относится к классу маяков на гидротехническом основе. Впервые огонь на Черноморском маяке был зажжен 5 октября 1965

Маяк в городе Черноморск
Маяк в городе Черноморск

Санжейский убегающий маяк

Маяк установлен вблизи села Санжейка за 10,6 мили к северо-востоку от Днестровско-Цареградского гирла для обеспечения необходимой безопасности плавания на подходах к портам «Черноморск» и «Белгород-Днестровский». Он построен в 1921 году, а 1 июля того же года он начал освещать путь морякам.
Бело-зеленый Санжийський маяк называют «убегающим»: сооружение дважды приходилось строить на новом месте из-за обвалов склона. Из-за сильных течений берег моря все время размывается. Чтобы избежать затопления маяка, его 27-метровую башню в 2010 году перенесли на 80 м дальше от берега.

Маяк на острове Змеиный

Маяк установлен в 1843 году. Он гарантирует судам безопасное плавание на подходах к порту Усть-Дунайск. В Описании маяков и знаков Черного и Азовского морей 1851 указано: «Маяк каменный, белый, построенный на самой высокой местности небольшого каменного острова Змеиный на расстоянии 24,5 миль … от Сулинского устья реки Дунай. Освещение его есть 16 ламп с рефлекторами. Огонь вращательный, яркого цвета, светит одну минуту и ​​на столько же закрывается, поднятый над поверхностью моря на 194 фута и освещает горизонт вокруг 16 миль. Высота сооружения с фонарем от основания — 73 фута, от поверхности моря — 203 фута … «.

Маяк на острове Змеиный

Маяк Будаки

Этот небольшой маяк находится в селе Курортное Одесской области. Его посещение можно и нужно совместить с пляжным отдыхом, что мы успешно и сделали. Узнать больше об отдыхе Курортное, Одесская область. Отдых у моря.

Маяки Херсонской области

  • ⚓ Аджигольськие маяки: Задний и Передний
  • ⚓ Тендровский маяк
  • ⚓ Джарылгачский маяк

В Херсонской области маяков не очень много, но каждый из них — самородок! Например, Аджигольские маяки построены по технологии инженера Шухова, а задний считается самым красивым и высоким маяком Украины (18й в мире). Ему я посвятила отдельную статью —Аджигольский Гиперболоидный маяк

аджигольский гиперболоидный маяк

Маяк (а вернее маяки, потмоу что их 2) на острове Джарылгач тоже особенный! Старый маяк привезли из Парижа и установили в 1902 году. Его спроектировал сам автор знаменитой Эйфелевой башни — Александр Гюстав Эйфель.

маяки на острове Джарылгач

Тендровский маяк - моя мечта

На сегодняшний день этот маяк для меня — самый труднодоступный. И по этой причине возведен в ранг мечты. Фото маяка (а поверьте, он прекрасен!) я добавлю в статью только после того, как увижу его своими глазами.

Тендровский маяк один из старейших маяков на Черноморском побережье: он установлен в 1827 году на западном берегу Тендровской косы. Маяк был нужен чтоб предотвратить в этом районе частые посадки на мель судов, идущих из Босфора в Одессу.

Строили его в пустынном безлюдном месте, где не было даже полевых дорог, что очень затрудняло строительные работы, а затем и обслуживание. А вскоре оказалось, что коса начала очень быстро подмываться со стороны моря. Если в год завершения строительства линия прибоя находилась на расстоянии 94 м от башни, то за сорок лет она приблизилась до 7 м. Над маяком нависла угроза разрушения. Несколько раз его ремонтировали, выравнивали, укрепляли подступы к нему камнями, строили буны.

Только в 1903—1904 годах маяк было капитально отремонтирован. На нем установили линзы Френеля в комплекте с фонарным сооружением. В годы гражданской войны маяк был выведен из строя, а восстановлено его работу лишь в конце 1923 года.
В годы Второй отечественной войны маяк оказался в центре боев за Тендровскую косу. Здесь разместилась артиллерийская батарея, защищавшая конвои судов, обеспечивали оборону Одессы, базировались торпедные катера. На голой отмели располагался манипуляторные пункты, которые надежно обеспечивали отход кораблей и транспортов из Одессы.

Маяки Запорожской области

  • ⚓ Белосарайский маяк
  • ⚓ Маяки Бердянские Нижний и Верхний
  • ⚓ Маяк Генический
  • ⚓ Маяк Бирючий

Из всего списка маяков Запорожской области я встретилась с одним — маяком в Геническе во время отдыха на Арабатской стрелке. Маяк расположен на возвышении западного берега Утлюкского лимана и с лета 2019 открыт для посещения туристами!

Генический маяк

Маяк Бирючий

Очень интерсный маяк стоит на Бирючем острове, который по сути является расширенной частью Федотовой косы. На остров можно попасть только с экскурсией.

На подходе к порту Геническ с юга в северо-западной части Азовского моря коса Бирючий остров всегда представляла опасность для мореплавателей. Именно это и побудило установить здесь навигационные знаки. Сначала косу было ограждено двумя знаками, которые установили на краю низинного песчаного восточного берега. Настоящий маяк здесь построили только в 1878 году, но из-за Русско-Турецкой войны его ввели в эксплуатацию только через пять лет — 21 октября 1882. На белой каменной круглой башне высотой 24,7 м был установлен ​​диоптрический светооптический аппарат, который светил постоянным белым огнем, а его дальность видимости составила 8,3 мили.

Бердянский нижний маяк

В Азовском море есть немало опасных для мореплавания мест и районов. Бердянская коса среди них самая опасная. Она выступает треугольником на юг, а затем, отклоняясь на юго-запад, сужается на середине и снова расширяется в конце. Общая длина этой косы — 8 миль.

Нетрудно себе представить, с какой осторожностью мореплаватели подходили к порту Бердянск, и все равно не обходилось без посадки на мель. В 1838 году на косе в 600 м от ее края был построен маяк, который начал действовать с 3 сентября того же года. В пятиэтажном сооружении было установлено светильник с 15 лампами и рефлекторами, что светили на высоте 25,5 м над уровнем моря белым проблесковым огнем на 10 миль.

Сложной была служба на этом маяке. Во-первых, здесь не было питьевой воды и ее приходилось привозить из Бердянска, в 25 км. Во-вторых, довольно часто в штормовую погоду конец косы, где стоял маяк, перемывало водой и тогда сообщение с городом прерывалось, а к маяку можно было добраться только шлюпкой. И так много дней подряд.

Знаменательным событием в жизни маяка Бердянский Нижний стал перевод его на электропитание. Он стал вторым электрическим маяком в Царской России после Одесского и 15-м электрическим маяком в мире (всего в то время в мире насчитывалось более 5000 маяков). Правда, первые электромашины были ненадежными, часто выходили из строя, и тогда снова приходилось возвращаться к масляных ламп.

Сегодня, кроме маячной башни и двухэтажного жилого дома, здесь проложено местную теплосеть, есть надежные агрегаты электропитания.

Бердянский нижний маяк
Бердянский нижний маяк

Интересные факты о маяках

Какие огни бывают у маяков и что означают

У каждого маяка свое сердцебиение. В мире нет двух одинаковых маяков по ритму, в котором они светят. Это как ДНК. Например, это может быть такой ритм: секунда — вспышка, две секунды — затмение, пять секунд — вспышка, полторы секунды затмение. И цикл повторяется. Маяки могут мелькать, светить постоянно, затухать, проблескивать — и этих характеристик очень много.

Маяки светят тремя основными цветами: красным, белым и зеленым. Красный может означать опасность, белый — обычно привязан к какой-то географической точки, а зеленый — что здесь безопасно и можно плыть. Иногда маяки светят одновременно двумя цветами в разные стороны. Например, в одну сторону можно плыть, а с другой — коралловый риф. Синим цветом маяки светят очень редко и в синего худшая видимость ночью. Лучшая — в белого и красного.

Григорьевский маяк
Григорьевский маяк

Маяки вне политики и войны

До Второй мировой войны существовало неписаное правило о том, что маяки должны просветить, в частности неприятельским кораблям. Существует легенда о том, строили первый маяк в открытом море в проливе Ла-Манш в Англию. Тогда Англия воевала с Францией, французы взяли в плен строителей и захотели подарить их французскому королю Людовику 14. Но Людовик узнал об этом, приказал немедленно их отпустить, извинился и сказал слова, которые стали своего рода морским кодексом: «Я воюю с Великобританией, а не со всем человечеством. Пусть англичане строят маяк. Он будет светить не лишь английским, но и французским судам «.

Дома маячников

Дом, в котором живет смотритель, ему не принадлежит. Если надзиратель освобождается от должности, то должен оставить этот дом, даже если там рождались его дети и внуки. Это одна из причин, почему возникают целые династии надзирателей: чтобы остаться здесь, на место отца приходит его сын и остается жить на маяке уже со своей семьей и своим отцом.

В 18−19 веке надзирателями маяков назначали военных в отставке. Это были только мужчины, которых селили по три-пять. В годы двадцать от этой практики отказались, ибо постоянные пьянки и драки. Тогда тактику изменили: на маяк приглашали гражданских с семьями. Жена и дети были обязательным условием для трудоустройства. Когда на маяке появились женщины, дело наладилось — мужчины относились к маяку не как к месту службы, а как к своему дому, который нужно защищать, развивать и оберегать.

Маяк Будаки
Маяк Будаки

🐬 Маяки Украины FAQ

Сколько всего маяков в Украине?

В Украине (к сожалению без Крыма) насчитываемся 36 маяков. Все они находятся в южных областях: Николаевской, Херсонской, Одесской, Запорожской, Донецкой.

В какой области Украины больше всего маяков?

Больше всего маяков находится в Николаевский области, так как Бугский лиман очень сложный для судоходства. По нему прорыт Бугско-Днестровский канал, по которому суда перемещаются.

Можно ли подняться на маяк?

До недавнего времени это было запрещено. Но летом 2019 власти открыли для туристов 4 маяка: Генический, Воронцовский, Сиверсов и Станислав-Аджигольский Задний маяки.

Список маяков Украины по областям

ОбластьНиколаевскаяОдесскаяХерсонскаяЗапорожская
Список маяков Украины ⚓ Хабловские маяки: Передний, Задний и Средний
⚓ Лупаревский Передний
⚓Кисляковський Задний
⚓ Маяк Руський Задний
⚓ Лимано-Ожарский маяк
⚓ Сиверсовы маяки: Передний и Задний
⚓ Днепро-Лиманськие маяки: Передний и Задний
⚓ Викторовский Задний и Передний
⚓ Маяки Березансько-Очаковського колена Передний и Задний
⚓ Маяки Каталино: Передний и Задний
⚓ Аджигольский Задний
⚓ Маяк Карабуш
⚓ Григорьевский маяк
⚓ Лузановский маяк
⚓ Одесский маяк
⚓ Воронцовский маяк
⚓ Иличевский (Черноморский) маяк
⚓ Санжейский маяк
⚓ Днестровско-Цареградский маяк
⚓ Маяк Будаки
⚓ Маяк Шаганы
⚓ Маяк на о. Змеиный
⚓ Аджигольськие маяки: Задний и Передний
⚓ Тендровский маяк
⚓ Джарылгачский маяк
⚓ Белосарайский маяк
⚓ Маяки Бердянские Нижний и Верхний
⚓ Маяк Генический
⚓ Маяк Бирючий

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Social media & sharing icons powered by UltimatelySocial